Исследовательский проект о Кировской школе
Тема истории школы, её прошлого настоящего и будущего, заинтересовала тем, что она мало изучена. В литературе отсутствуют специальные монографические исследования, посвящённые истории сельской школы. Раскрытие этой темы, актуально именно сейчас в год юбилея школы и села Монастырского Кировского.
Предметом исследования стала жизнь школы, её прошлое, настоящее и будущее. Объектом исследования мы взяли те стороны жизнедеятельности, которые, на наш взгляд, являются источником противоречия: низкий демографический уровень, заболеваемость учащихся, техническая оснащённость учебного процесса, особенности познавательных процессов учащихся. Как всё это влияет на образ современной школы?
Конечно, невозможно в рамках одного проекта рассказать о всех сторонах школьной жизни, но в освещении некоторых вопросов, мы достигли значительных успехов.
Изучая историю школы, мы узнали, что в 1804 году в селе Монастырском была открыта церковно-приходская школа. Новый импульс развитию школ на селе дали буржуазные реформы 60-х гг. XIX века. И в селе Невьянско-Экономическом в 1871 году церковно- приходская школа была преобразована в малое земское народное училище с трехлетним обучением. Далеко не все крестьянские дети, поступавшие в училища – правительственные, земские, церковно-приходские и прочие – заканчивали их. Многие из них уходили после первого-второго года обучения. Бедные крестьянские семьи были не в состоянии материально поддерживать детей, отданных в школу отдалённых селений, обеспечивать их едой, одеждой, обувью. Платить за квартиру. Зачастую это трудно было сделать, даже если школа действовала по месту жительства. Часть учеников, проучившись год, отправлялась на заработки или забиралась родителями, нуждавшимися в их постоянной помощи по хозяйству. Причём среди девочек отсев был гораздо большим. Судя по статистическим данным, удельный вес учащихся окончивших полный курс двух- и одноклассных училищ в Пермской губернии был 12,6%. Основная причина того, что лишь незначительная часть детей уральского крестьянства посещала школы, заключалась в редкости самой сети школ и удалённости селений друг от друга на многие десятки вёрст. В Пермской губернии, например, одно сельское училище приходилось на 341,4 квадратных вёрст и обслуживало 15 сёл.
Ходить в школу приходилось осенью, зимой – зачастую в грязь, дождь, мороз, снегопад. Некоторые ученики ходили и за 3-4, и даже за 5 вёрст. Часть родителей старалась устроить их на квартиры в том селе, где была школа, решить проблему с подвозом продуктов. Далеко не каждая крестьянская семья могла позволить себе эти расходы.
Некоторые сельские общества помогали бедным учащимся в материальном отношении, соглашались платить по 2,5,8,10 копеек с души в пользу школ. Организующей силой при этом выступали земства, они являлись ходатаями введения сборов перед обществами, старались убедить их в необходимости материальной поддержки школ.
Сами земства выделяли специальные средства на оказание помощи ученикам, взятым в школы из дальних сёл: оплачивали им наём квартиры, обязывали учителей посещать их, следить за чистотой, порядком. Устраивались и ночные общежития при школах, в которых дети проводили всю неделю, а на воскресенья и праздники выезжали домой.
В сёлах Пермской губернии грамотные составляли 14,2%. А в Верхотурском уезде Пермской губернии – 31,3%.
В начале XX века число школ на селе резко возросло, увеличились и возможности профессионального, специального, общего образования, но по- прежнему основная масса крестьянских детей продолжала оставаться неграмотной, и «выход» юношей и девушек из села для продолжения образования в городе был очень незначителен.
Уже при советской власти в 1923 году в селе Монастырском была открыта школа первой ступени с четырехлетним обучением. . Её возглавила А.А.Батакова, окончившая Алапаевскую женскую гимназию. За долгий учительский труд она получила почетные звания «Народная учительница», «Заслуженный учитель школы», награждена медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне1941-1945 гг.», орденом Ленина.
1930 год ознаменовался открытием в селе школы крестьянской молодежи. Эта ШКМ была начальной и основными направлениями стали агрономические знания и организация сельскохозяйственного производства. В Свердловском госархиве хранится акт Монастырского сельсовета о сведениях, об этой школе (ГАСО, ф.572, д.4, л.28) от 28 октября 1930 года: «В школе 170 учащихся, которые распределяются по сословному положению: батраков-1%, бедняков-58%, середняков-41%. Охват детей школой-95%. Причина неполного охвата - отсутствие обуви и одежды, нуждаемость – 50. Из райисполкома получено 9 пар валенок, 4 пары ботинок и одно пальто». В 1934 году ШКМ была преобразована в неполную среднюю школу с семилетним обучением
«Самыми тяжёлыми и для учителей и для учащихся были военные годы». В «Монастыре за годы войны умерло 22 ребёнка. Семилетка действовала до 1955 года. Сюда в интернаты съезжались старшеклассники с огромной округи – от Голубково до Путиловой. Занятия велись в пяти зданиях, что было очень неудобно. 5 октября 1969 года открыли новую трёхэтажную школу на 536 учеников.
С 1955 года, когда школа стала средней, было осуществлено 52 выпуска, 1295 учащихся получили путёвку во взрослую жизнь. Изучив книги записи выданных аттестатов, мы узнали, что по сравнению с современным периодом в 50-е годы изучались ещё и такие предметы, как тригонометрия, конституция СССР, астрономия. В 1963 году урок Конституция СССР был заменён обществоведением, который позже назывался «История мировых цивилизаций», «Человек и общество», а сейчас называется «обществознание». В 1964 году появились уроки физкультуры, а также в нашей школе было введено профессиональное обучение, начато обучение специальности животновод-механизатор. Оно продолжается и до сих пор, обучают на тракториста-машиниста широкого профиля. Побеседовав с завучем школы, мы узнали, что с конца 80-х годов учебный план был разделён на три части: федеральный компонент (обязательный минимум учебных предметов), национально-региональный и школьный. За счёт этого ученики получили возможность выбора учебных курсов, так с 1989 года появились «Основы информатики», с 1996 «Речь и культура общения», с 2000 «Политика и право», с 2005 «Труд» стал называться «Технологией», в этом же году появилось МХК, с 2007 «Курс создания Интернет сайтов» и с 2008 года – «Курс подготовки к ЕГЭ».
Проводя исследования по истории школы нашего села, мы одновременно познакомились и с историей школ уральских сёл и деревень. Узнали про такие виды учебных заведений, как приходские училища, начальные народные училища, церковноприходские школы православного ведомства. Раскрыли основные стороны деятельности этих учебных заведений, сроки и методы обучения, роль государства, земств, частных лиц в развитии школ и распространении грамотности среди крестьян. Рассмотрели становление школы в советское время. Для раскрытия темы мы привлекли материалы школьного музея, воспоминания учителей, законодательные и нормативные документы, отчёты о деятельности школ, школьную статистику. Изучили литературу по избранной теме, хрестоматии, словари, другие информационные источники.
Школа всегда играла особую роль на селе, являлась центром распространения грамотности и образования, была очагом культуры. Сельский учитель был важной фигурой, пользовался неизменным уважением всех жителей.
Поэтому важно, что в нашем проекте мы отразили истоки сельской культуры, проследили историю первых школ, особенности программ, состав учителей.
Губина Надежда Григорьевна-учитель Обществознания и Истории
Клуб "АИСТЁНОК"
  Каков он современный ученик нашей школы? Как он мыслит, запоминает? Какие любит учебные предметы, какие предпочитает формы работы на уроке? Насколько комфортно он чувствует себя в школе? Сложились ли у него отношения с учениками, с учителями? Какие у него интересы? Чем любит заниматься во внеучебное время? Насколько он успешен и какие имеет достижения?
Ответы на эти и другие вопросы составили практическую часть нашей работы. Обрабатывая статистические данные, мы узнали, что идёт уменьшение количества учащихся в школе и по ступеням обучения. С 2003-2004 г. по 2008-2009 уч.г. на 31%, особенно в основной школе на 47%. И незначительно увеличилось количество учащихся в нынешнем году (3 чел) по сравнению с 2006-2007г. - на 2%.
Мы считаем, что это последствия экономической политики перестроечного периода 90-х годов. Когда катастрофически упал уровень жизни населения, обострились социальные проблемы и как следствие ухудшились и демографические показатели.
Изучив книги «учёта и записи выданных аттестатов о среднем образовании, золотых и серебряных медалей» мы узнали, что в конце 50-х и до конца 60-х учащимся в аттестаты выставлялась оценка за поведение. И что интересно, у всех выпускников была оценка «отлично». Мы объясняем это или формальным выставлением оценок за поведение или действительно особым, беспрекословным послушанием детей 50-60-х гг. С начала 70-х годов оценки заменяются словами «примерное» и «удовлетворительное». И как ни странно, большинство учеников начинает получать удовлетворительные оценки. Например, 1979-1980 уч.год – примерного -15, удовл.-33; 1982-1983уч.год – примерного - 10, удовл.-28 и т.д. Скорее всего, это связано ещё и с учёбой, получали примерное поведение ударники, и те, у кого 1-4 тройки.
Поразило то, что в 50-80 гг. среди выпускников было очень мало ударников. А первая отличница была выпущена в 1991 году. Например, в 1959 году из 11 выпускников было 4 ударника – это 36%; 1963 году из 28 -2 – 7%, 1965 году из 76 – 6 -8%, а в среднем за эти годы 7,4% ударников, 1981 году из 49-4 -8% в среднем за 80-е годы 10,4% ударников.
Если говорить о качестве образования в нашей школе сегодня, то это: отличников 2,8% в 2009г. и 6% в 2006г.; ударников 33% в 2007г. и 42% в 2008г. Как мы видим, в начале XXI века количество ударников значительно выросло, в среднем 2000-е годы 31%- ударники и плюс 3% отличников
Мы гордимся своими отличниками –это Зуева Марина выпускница 1991 года, Сухитра Руслан, выпускник 2005 года, Чечулин Дима -2006г. и Томилов Алексей - 2007г. В 2008-2009 г. резко возросло количество призёров олимпиад с 4-7 до 24 человек, увеличилось примерно в 4 раза.
Мы считаем, что это результат качественной работы наших педагогов и более объективного оценивания олимпиадных работ муниципальными комиссиями. Наверное, следует учитывать и тот фактор, что современные дети имеют больше возможностей для расширения кругозора, имея дополнительные источники информации, включая Интернет. Работает программа «Одарённые дети».
Если говорить о том, кто учится лучше девочки или мальчики? Ответ однозначный – девочки. В 50-60 годы из 22 ударников 13 ударников девочки, это -58,5%; в 70-80 годы из 29 – 25 ударников девочки – это 85%. Мальчики в 2000 годы реабилитировали себя тем, что три года подряд именно юноши становились медалистами – это Сухитра Руслан, Чечулин Дмитрий и Томилов Алексей.
Хорошее качество знаний позволяет выпускникам школы после её окончания поступать в ВУЗы – это 25% в 2005г и 40% в 2007г.
Не последнюю роль в успешности ученика имеет состояние его здоровья. К сожалению, здесь результаты неутешительные: количество пропущенных дней по болезни резко возросло со 188 дней в 2006 году до 1120 в 2009г. – это практически в 6 раз. Если в 2005-2006 году на каждого учащегося приходилось примерно по 1,6 пропущенных дней по болезни, а в 2007-2008 учебном году по 4,9 дня, то в 2008-2009 – 10,5 дня. В 6,3 раза выросло количество заболевших ОРВИ, ОРЗ в 2009г по сравнению с 2006г. За этот же период в 2,8 раза выросло количество детей, заболевших фарингитом. Вспышка заболеваний ангиной была в 2007-2008 г. (118 дней). Рост числа заболевших в 2,6 раза больше, чем в 2005-2006г и в 2008-2009г. заболеваемость опустилась практически на прежний уровень -54 дня, в 2005-2006г. составляла 45 дней.
Эти данные говорят о том, что недостаточно внимания уделяется профилактике таких заболеваний как ОРВИ, ОРЗ, ангина, фарингит. Они все, так или иначе, связаны с простудой, с переохлаждением организма. Большое количество болеющих учеников, мы связываем и с тем, что более опасными стали вирусные инфекции, а также с тем, что в школе холодно в зимнее время. Надеемся, что до нас скоро дойдёт газ, в школе будет тепло и будет меньше болеющих.
Мы разработали анкету «Обобщённый портрет современного ученика», провели опрос и узнали, больше всего в школе учащиеся ценят друзей -79%, 60%- общение, 57%-знания и 41%-учителей, любимыми предметами назвали математику и физкультуру-(29%), историю и труд -17%, ИЗО-(15%), русский язык и обществознание-(13%). В свободное время 23 респондента (47%) играют в компьютерные игры, 21-(43%)-занимаются спортом, 19-(39%)-любят читать, 12-(25%)-рисовать, 35 школьников-(71%) уверенно назвали, что они успешны. Имеют достижения в спорте 20-(41%), побеждали в олимпиадах-16-(33%). У большинства учащихся в школе сложились дружеские -18-(37%) и приятельские -10-(21%) отношения. То есть, можно с уверенностью сказать, что ученикам в школе психологически комфортно, они находят между собой общий язык, дружат, помогают друг другу.
Современный ученик нашей школы считает себя успешным, у него есть достижения не только в учебной деятельности, но и в спорте, художественном творчестве, искусстве.
Все ученики с 5 и до 11 класса видят школу будущего современной, где тепло и уютно, будут использоваться новые технологии, обучение каждого ученика по индивидуальному плану, всё необходимое для занятий танцами, музыкой, техническим и художественным творчеством. Школа откроет для учащихся новые возможности.
В год учителя мы провели анкетирование среди учащихся по теме «Что-нибудь хорошее скажите об учителе». Ребята очень живо откликнулись на эту анкету: «Учителя это такие люди, которые не жалеют ни времени, ни сил, чтобы научить детей чему-нибудь стоящему. Это лучшие собеседники»- пишет девочка 7 класса.
Девятиклассники написали следующее: «Учителя нашей школы лучшие! Добрые, отзывчивые, умные, красивые».
А это уже 10 класс: «Наши учителя самые, самые». «Я люблю своих учителей, это моя вторая семья». «Доброжелательные, помогут в трудную минуту».
И выпускники нашли слова признательности своим учителям: «Они справедливые, спокойные, уравновешенные». « К ним всегда можно подойти, поделиться. Внимательно выслушают, помогут». «Они просто умницы, красотули, симпатяшки». «Они любят и ценят нас». «Я рада, что учусь в этой школе, и, что у меня такие замечательные учителя».
Работая над проектом, мы достигли целей, решили задачи, которые перед собой ставили: изучили историю школы, узнали много новых интересных подробностей; проследили преемственность поколений учащихся и учителей школы. Пришли к выводу, что учащиеся ценят своих учителей, воспринимают их как внимательных собеседников, которые помогут в трудную минуту.
Наша работа имеет практическое значение, так как она поможет педагогам, учитывая психологические особенности памяти учащихся найти более эффективные формы работы с ними. Учителя см

Хостинг от uCoz